|
Что
касается происхождения названия Глазова, то оно остаётся пока неясным.
Среди других версий наиболее интересным является предание о «Сингурте».
Суть его сводится к следующему. «Памятные книжки Вятской губернии» на
1870 и 1873 года сообщают об одном глазовском целебном источнике,
который «замечателен по содержанию в нём минеральных частиц серы и
железной окиси. Некоторые из жителей говорят, - сообщается там же,- что
прежде воду из этого ключа употребляли в болезнях для излечения».
В более раннем сообщении («Вятские губернские ведомости», 1856 год,
№ 13, неофициальная часть, страница 92) рассказывается о том же
источнике: «В самом Глазове есть овраг, называемый глазовскими жителями
Бассейный лог, в котором есть родник, содержащий серные частицы; вода
этого родника имеет запах тухлых яиц и слышится вкус окиси железа. Скот,
употребляющий эту воду, всегда здоров в теле».
Магическая сила целебных источников всегда манила к себе людей.
Глазовский источник привлёк к себе первожителей, которые основали здесь
поселение, он же подсказал им само название поселения. Дело в том, что
место, в котором источник пробивается из земли на поверхность,
по-удмуртски называется «ошмес син» (ошмес – «источник», син – «глаз»),
то есть «глаз источника». Старожилы до сих пор помнят удмуртское
название Глазова – Сингурт, что в переводе на русский означает «Глаз-деревня».
Русские писцы с помощью переводчиков узнали смысл названия деревни и
записали русский, хотя и не совсем точный перевод – деревня Глазова.
Удмуртские деревни с русскими названиями встречаются в переписях того
времени довольно часто. Вот что сообщает на этот счёт известный историк
и этнограф вятской земли и Удмуртии П. Н. Луппов: «Многие удмуртские
селения, а может быть и все, кроме официального наименования,
занесённого в переписные книги, несомненно, имели и местное, чисто
удмуртское наименование, но переписчики игнорировали эти названия».
Трудно сказать, соответствует ли действительности связь названия
Глазова с удмуртским названием источника, поэтому предание по-прежнему
остаётся версией. Версией остаётся также мнение о названии поселения по
фамилии или имени человека, который мог основать его. |