варианты происхождения названия города
Фотографии
В честь кого названа улица?
О сайте
Об авторе
|
.
Ни один из сохранившихся древних и поздних документов по истории Глазова не даёт ответа на вопрос о том, почему город получил такое название. Бесспорным и очевидным является лишь тот факт, что город с названием «Глазов», появившийся в 1780 году, унаследовал своё название от села Глазово. Почти всегда, когда возникала необходимость переименования того или иного селения в город, название первого автоматически закреплялось за вторым.
По проблеме происхождения названия города сложилось несколько версий. Каждая их них содержит различные интерпретации происхождения наименования рационального и иррационального характера.
Географическая версия возникла на основе уподобления рельефных особенностей древнего поселения органу зрения человека – глазу. Город располагается на внешней, самой верхней стороне изгиба реки Чепцы. Такое расположение напоминает форму глаза, если смотреть с высоты птичьего полёта или с высоты Солдырской горы. Лес, окаймлённый город, играет роль бровей и ресниц, водное зеркало ассоциируется с глазным яблоком, а сам город - со зрачком глаза. Появление такой точки зрения неудивительно. Мифологические системы разных этнических культур земли, многие религии содержат в себе идею уподобления человеческого (божественного) тела земле или окружающему миру. Эта идея воплощена в различных образах: умирающего и воскресающего вместе со всходами нового урожая древнеегипетского бога Осириса; древнееврейского голема, которого можно вылепить из земли или глины; рождающей богатырей Матери Сырой Земли в русской мифологии; страдающего на кресте Иисуса, к телу которого хлебом и вином причащаются верующие. Для осмысления и измерения мира человек почти всегда использовал части своего тела и их характеристики – длину рук, ног, стопы, ладоней, а также физические возможности человека – дальность взгляда, дальность полёта стрелы или любого другого метательного снаряда, дальность дневного перехода, длину шага. Но как бы ни была заманчива эта версия, она носит слишком предположительный характер.
По другой версии, название «Глазов» впервые дано городу Екатериной II. Учреждённый в ходе губернской реформы уездный город получил такое название в соответствии с представленным императрице Чертёжным планом будущего уездного города. Эта планировка с лучеобразными улицами, расходившимися из одной точки – церкви на центральной площади, якобы вызвала у Екатерины II ассоциацию с всевидящим оком (глазом). Поэтому, согласно этой версии, город и получил название «Глазов».
Однако такое предположение лишено исторической достоверности. Ведь целое столетие до образования Вятского наместничества с 13 уездными городами, Глазовом в том числе, «деревня Глазова» упоминается в переписных книгах. Необходимо отметить и то, что лучеобразная структура городских улиц стала развиваться в городе гораздо позже Именного указа императрицы от 11 сентября 1780 года.
Другая версия возникновения города имеет полулегендарную направленность и связана с преданием о Сингурте. Согласно этой версии, которую М. И. Буня считал наиболее близкой к истине, название поселения «Глазова», «Глазово», «Глазов» означает русский перевод первоначального удмуртского топонима «Сингурт». В буквальном переводе на русский язык это название может звучать как «глаз-деревня». Почему удмурты-первопоселенцы Глазова дали своей деревне такое наименование? Возникновение названия «Сингурт» могло быть связано с большим количеством родников в окрестностях поселения. Удмурты называли родник «ошмес», а место его выхода на поверхность земли – «ошмес син», то есть «глаз источника». Наблюдения и документы XIX века свидельствуют, что в окрестностях было очень много родников, бьющих из-под земли и расположенных на склоне крутого речного берега. Об одном лечебном источнике в Глазове упоминается в Памятной книжке Вятской губернии на 1870 год в разделе «Глазовский уезд и его полезные ископаемые»: «Среди прочих водных и минеральных источников уезда №3 значится «серный ключ в городе Глазове». Можно предположить, что в более ранний период источников в районе поселения было ещё больше. Наличие родников всегда привлекало население и, вероятно, сыграло не последнюю роль в выборе места поселения и его наименования удмуртами в XVII веке. При переписи населения бассейна Чепцы в переписных книгах направленные сюда служилые люди указали лишь русский вариант названия, который был неточным кратким переводом с удмуртского. Так Сингурт во второй половине XVII века стал «деревней Глазовой». Но и эту версию нельзя считать полностью достоверной. А. Г. Татаринцев в своих работах отмечал , что изучение писцовых книг и подобных им документов XVI-XVIII веков показывает: русские переписчики вовсе не пытались переводить местные названия. Кроме того, ни в одном из более поздних документов не сохранилось удмуртское название Глазова. Из этого следует, что легенда о Сингурте – лишь легенда, причём очень позднего происхождения. Не русские переводчики перевели «Сингурт» на русский язык, а наоборот: кто-то из краеведов-любителей сконструировал это предание для объяснения происхождения названия города.
Существует не менее интересная антропонимическая теория происхождения названия города. Сторонники первого варианта этой версии утверждали: деревня была названа именем какого-то русского купца или чиновника, которому она была пожалована вместе со всем населением. Такое мнение, как установлено современными исследователями, лишено достоверности. Однако антропонимическая версия имеет второй вариант, согласно которому происхождение названия деревни, села и города связано с именем основателя. По мнению авторов версии, основателем «деревни Глазовой» был удмурт с русским именем Глас. До губернской реформы1780 года удмурты называли свою деревню «Глас(з)гурт» (букв. – «Гласова деревня»), а после – «Гласкар» (букв – «Гласов город»). Дальнейшее развитие названия города происходило в направлении изменения звучания и смысла слова: «глас» постепенно перешло в «глаз». Теперь русский вариант топонима, который всё больше закреплялся в языке, связывали не с именем собственным (Гласов город), а с глазом как с органом зрения человека (Глазов город). Тем более, что рельефное расположение города и наличие водных источников давали возможность закрепиться этому наименованию.
Случаев образования названия населённого пункта от антропонима можно найти достаточное количество и в древней, и в современной истории (Афины, Константинополь, Ярославль, Дмитров, Сталинград и другие). Но в нашем случае точного указания на имя основателя города, как и на него самого, нет ни в одном источнике. В поименном списке первопоселенцев «деревни Глазовой» (1678) удмурта с русским именем «Глас» нет.
Какая бы из четырёх версий происхождения топонима «Глазов» ни казалась предпочтительной, более важным является сам факт наличия такого оригинального названия города. Всему в мире человек стремится дать имя, внося явление или предмет в систему своих координат.
Используются технологии uCoz
|