Вот бы снова в нашу школу на денек...
автор: выпускник 1971 года, Профессор Виктор В.Родин, Бристольский университет, Великобритания.
Она всегда возвышалась над теми трехэтажными домами, что замыкают вместе с ней периметр жилого квартала. Тогда, в 1961-ом, когда темноволосый мальчик впервые сел за парту своего 1в класса, она показалась ему «открытой книгой», и он с интересом углубился в ее страницы... До начала учебы мальчишка только «гонял» мяч в ее школьном дворе, да изредка поглядывал на ее внутренний фасад из окна своей квартиры, расположенной на втором этаже трехэтажного дома, на торце которого всегда выделялись шесть букв вывески молочного магазина.
Школе тогда оставалось несколько лет до ее тридцатиления, и ее директор (Шимановская К.) успела привить младшеклассникам уважение к своей школе и ее учителям, сеящим здесь доброе, разумное и вечное...
Начальные классы прошли с Дудневой Марией Ивановной, этим замечательным педагогом. Она и сейчас остается в памяти мальчика как самый чуткий учитель, понимавший до тонкостей «уголки души» первоклассника. В старших классах мальчика учили другие хорошие учителя - Агафадорова Л.К., Чувашов В.Н., Тебенькова А.Н., Цыганкова А.Ф., Маланичева Т.А., Шишкина Е.В., Щепин Р.П.... Тогда уже «правил» другой директор – Яговкин Ю.А. Он же вел и историю в том самом сборном «б» классе, который был организован в конце 60-х годов как первый физико-математический класс третьей школы (за два года до окончания школы туда собрали часть учеников из а, б и в-классов). Первый опыт организации физ-мат класса в третьей школе оказался успешным – почти все его выпускники «разбежались» потом по стране, поступая на факультеты физико-технического профиля в ведущих ВУЗах. Наверное итог того эксперимента был неудивительным, ведь математику в том классе доверили преподавать Агафадоровой Людмиле Кузьминичне, а физику - Чувашову Валерию Николаевичу. Кто может оценить, сколько сил и времени они вложили в тот экспериментальный б-класс? Видимо, только время, «колесо» которого в юбилейный год третьей школы можно попробовать открутить назад на несколько десятков лет...
...Последние два года школьной учебы в том б-классе сформировали в мальчике многие интересы его последующей жизни, и он потом часто вспоминал их, обдумывая с благодарностью роль каждого учителя того периода его обучения.
Школа так и осталась старше мальчика на 20 лет, хотя он, взрослея, все пытался ее догнать. «Мальчику» уже самому полвека, и теперь, живя на острове (местные жители которого называют пролив, отделяющий остров от материка, Английским каналом) с грустью вспоминает ту молодую школу 20-30 лет. И мальчику хочется верить, что, не смотря на время и расстояния, его родная школа остается в свои 70 лет такой же молодой, энергичной и перспективной (как в своих учителях, так и учениках), какой она была, когда в 1971 году он окончил ее и 17-летним юношей отправился в послешкольный мир, строя планы на будущее и желая связать последующую жизнь с наукой и оправдать надежды так много давших ему учителей. А иначе как объяснить, что «мальчик» до сих пор помнит, что когда ему предстояло участвовать во Всесоюзной математической олимпиаде, Людмила Кузьминична Агафадорова, не жалея времени и сил, занималась с ним решением «каверзных» задач как в школе, так и у себя дома. И ведь по-другому не объяснить, почему та самая задача по физике, что предложил мальчику в 1970-ом году перед его участием во Всесоюзной олимпиаде школьников по физике Валерий Николаевич Чувашов, так и осталась в его памяти на протяжении десятков лет.
«Мальчик» всех помнит, и, не имея возможности попасть в Россию и третью школу в год ее юбилея, шлет горячий привет и поздравления всем ее учителям и сотрудникам. Так хочется верить, что и третья школа помнит того мальчика из 60-х годов...
Профессор Виктор В.Родин, Бристольский университет, Великобритания.
Dr.V.V.Rodin, University of Bristol, Cantock's Close, Bristol, BS8 1TS, UK.